Региональное отделение ДОСААФ России 

Республики Марий Эл

В соответствии с планом основных мероприятий военно-патриотического воспитания ДОСААФ России на 2018 г. проводится Урок мужества «Иду на таран» (к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Виктора Талалихина). Так на базе Технического центра РО ДОСААФ России  Республики Марий Эл , в рамках Урока мужества ребятам рассказали о подвиге Героя Советского Союза Виктора Талалихина который совершил первый ночной таран в небе.

 

Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А.Новиков, бывший главкомом ВВС в 1942-1946 годах, так говорил: «Воздушный таран – это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе – это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл враг».

.

 

 

 

В годы Великой Отечественной войны неувядаемой славой покрыли себя воспитанники оборонного общества ОСОАВИАХИМ (предшественник ДОСААФ России).

Это были настоящие легенды советской авиации – трижды Герои Советского Союза, маршалы авиации Александр Иванович Покрышкин и Иван Никитович Кожедуб. Каждый третий военный летчик, носивший на груди

.

.

 

 

Золотую Звезду Героя, также являлся воспитанником ОСОАВИАХИМ. В их числе – истребитель Виктор Талалихин, совершивший первый ночной таран в истории Великой Отечественной войны.

Это самый настоящий подвиг – когда лётчик, ставя на карту собственную жизнь, обрушивает удар своей машины на самолёт врага.

Воздушный таран не был предусмотрен советским воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу – самостоятельно. Ими двигали чувство долга, ответственности за судьбу страны, любовь к Родине, ненависть к захватчикам.

                               Ночной бой.

Первый бомбардировщик Виктор Талалихин сбил 6 августа — это был немецкий «юнкерс-88». А бой, прославивший имя Виктор Талалихина, произошёл на следующую ночь. Вот как это было.

Виктор сел в кабину самолета и подготовился к боевому дежурству. Ночь с 6 на 7 августа была тихой, звездной. В московском небе заработали прожектора, ища неприятельские самолеты. Истребители стояли в укрытии на опушке небольшого леса, ожидая боевого сигнала. И вот получено сообщение: «Самолеты противника появились на высоте 4 тысяч метров». Талалихин поднялся в небо и набрал высоту. Внизу железнодорожные станции Львовская и Столбовая. Виктор заметил блестящую точку, от которой шли зелено-красные вспышки. Талалихин стремительно вел «ястребок» к цели — бомбардировщику «хейнкель-111».

Бомбардировщик вооружен семью пулеметами и одной пушкой – это намного больше, чем у легкого истребителя. Талалихин зашел бомбардировщику в хвост, стал ловить «хейнкеля» в свой прицел, нажал гашетку. Правый мотор фашистского бомбардировщика задымил, «хейнкель-111» вздрогнул. Виктор вновь атаковал, целясь в кабину самолета. Немецкий самолет изменил курс, повернув на запад. Талалихин снова и снова атакует, выпускает несколько огненных очередей. Увеличив скорость, «хейнкель-111» пошел на снижение, но «ястребок» преследовал его. Подбитый фашистский бомбардировщик продолжал лететь, снова атака — шестая. Талалихин жмет на гашетку, но пулемет молчит.

«Хейнкель-111» уходит. Талалихин мгновенно принимает решение — идти на таран, информирует на землю — похоже, кончились боеприпасы. Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу!

Талалихин догоняет «хейнкеля-111», приближается к нему, пристраивается к хвосту, но из самолета сверкнула пулеметная очередь, обожгло правую руку Талалихину — рука прострелена.

Всей своей машиной Талалихин протаранил бомбардировщик, «ястребок» перевернулся в воздухе, наш летчик покидает самолет и около тысячи метров летит затяжным прыжком, а потом раскрывает парашют. Фашистский «хейнкель -111» падает! Оказывается, молодой летчик таранил бомбардировщик, пилотируемый асом-подполковником, награждённым Железным Крестом за боевые налёты на польские города в 1939 и 1940 годах…

Часы Талалихина остановились в 23 часа 28 минут (именно в этот момент произошел таран). Летчик в полете находился 33 минуты. Обнаружили его на берегу реки Северки местные жители. На следующий день летчик прибыл в полк, и новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась на весь Советский Союз. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из  достижений мировой военной авиации.

 

                                 Последний бой героя

 

Спустя две недели, 18 сентября, Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года. Всего 23 года, а сколько уже за плечами! Только-только оправившись от ранения, лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице.

Наступили грозовые октябрьские дни 1941 года. Москва на осадном положении. Фашисты захватили подмосковные города Волоколамск, Малый Ярославец, Клин.  Немецкие танковые колонны рвутся к Туле, Кашире, Дмитрову. Советские армии Белова, Говорова, Рокоссовского ведут оборону Москвы. К концу октября 1941 года Виктор сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы.

Было раннее утро 27 октября, холодное, ясное. К середине дня появились тучи, задул пронзительный холодный ветер. Фашисты рвутся к Москве, колонны танков движутся по Варшавскому шоссе, бомбардировщики волнами налетают на пригород. 27 октября 1941 года командир эскадрильи  Виктор Талалихин  во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки Подольского района. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109.

Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в Виктора.  Машина потеряла управление и через некоторое время упала. Так погиб легендарный советский летчик Виктор Васильевич Талалихин.

Останки Героя Советского Союза Виктора Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром (микрорайон Кузнечики города Подольска), откуда лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске, Москве, Саратове.

В 1975 году участники поискового отряда школы отправили обломки самолёта, которые нашли на месте падения, на сохранение в музей Вооружённых сил России. Летом 2000 года на этом месте был установлен деревянный крест. А в 2015 году самолет Виктора Талалихина, на котором он совершил таран, был найден московским поисковым отрядом.