Председатель ДОСААФ Александр Колмаков в интервью RNS рассказал о бюджете организации, взаимоотношениях с Минобороны и роли Аркадия Ротенберга в попечительском совете.
— Как формируется бюджет ДОСААФ?
— В отличие от советских времен, ДОСААФ в России не имеет строчки в государственном бюджете. Хотя во времена СССР та же авиационная деятельность, подготовка летно-технического состава или, например, деятельность спортивных федераций, имеющих отношение к ДОСААФ, — прописывались в бюджете отдельной строкой. Также целевыми поставками горюче-смазочных материалов и автомобильной техники в объеме от 30 до 50% поддерживалась деятельности по подготовке специалистов массовых технических профессий для народного хозяйства.
Сегодня бюджет ДОСААФ России формируется, во-первых, за счет финансово-хозяйственной деятельности, то есть путем зарабатывания денег, и, во-вторых, за счет государственных субсидий по некоторым направлениям деятельности. В частности, для подготовки специалистов по военно-учетным специальностям в рамках ежегодного гособоронзаказа для Минобороны России мы получаем 1 млрд 154 млн рублей. Определенную помощь нам оказывает министерство спорта, выделяя субсидии в размере 90 млн рублей на закупку спортивного оборудования. Ну, и малая толика приходится на министерство образования и науки — 25 млн рублей. Если взять в целом долю госсектора, то она в пределах 10% от общего нашего бюджета.
— Как зарабатываете?
— Во-первых, готовя специалистов массовых технических профессий. В советское время таких специальностей было 357, сегодня эта цифра меньше. Зарабатывают организации ДОСААФ России еще за счет сдачи в аренду имущественного фонда, не используемого под уставную деятельность. Хотя скажу так: те, кто в свое время строил эти объекты ДОСААФ, были бы в ужасе. Потому что то, что строилось под конкретные оборонные и спортивные задачи, мы вынуждены использовать для того, чтобы как-то зарабатывать. Считаю, наш имущественный фонд должен работать на решение тех задач, для которых он создавался. Чтобы можно было, к примеру, больше работать с молодежными и ветеранскими организациями, развивать изобретательство и рационализацию, секции для занятия авиамоделизмом или строительства моделей судов, ракет. Наряду с этим можно было бы развивать современные технологии, например, робототехнику, аддитивные технологии, телекоммуникации и программирование. И в принципе, такую работу мы начали проводить.
Мы четко понимаем, что концептуально работу имущественного блока мы будем все больше доворачивать на эту деятельность. Кое-где на местах мы этот вопрос перевели в практическую плоскость. В частности, создаем многофункциональный центр военно-патриотического воспитания в Ярославской области, где мы от арендаторов практически полностью освободились. Мы хотим задействовать все помещения под ту уставную деятельность, которая запланирована изначально. На базе имеющегося фонда там функционирует школа, 100% учеников которой изъявили желание обучаться летной подготовке. Здесь же мы создали первый в России центр юнармейского движения.
Так будет продолжаться и дальше. Но, конечно, для нас важно, чтобы главы субъектов, главы муниципальных образований нас поддерживали в этих начинаниях. Понимали, что ДОСААФ России — это социально ориентированная организация, занимающаяся, в том числе, патриотическим воспитанием молодежи, и серьезный инструмент в решении многих задач, которые необходимо решать в регионах.
— Как формируются расценки на подготовку, допустим, водителей для Минобороны?
— Вопрос в том, из чего формируется цена. Это стоимость топлива на практическое вождение, оплата труда инструкторов, расходы на содержание техники, текущий ремонт, содержание учебно-материальной базы. Достаточно ли денежных средств выделяется на подготовку специалистов? Считаю, что нет. Не открою большого секрета, если скажу, что нам при подготовке будущих военных водителей пришлось отказаться от завершающей фазы обучения — проведения 100-километровых маршей. Исходя из финансирования и с учетом инфляции и плановых заданий на подготовку специалистов по военно-учетным специальностям, сейчас такой возможности нет.
— Сколько примерно составляет годовой бюджет ДОСААФ?
— От 11 до 13 млрд рублей.
— А сколько выделяет Минобороны на подготовку специалистов?
— Было запланировано на трехлетний период выделять в год по 1 млрд 154 млн рублей. В прошлом году Минобороны частично компенсировало инфляционные издержки и увеличило на 100 млн выделенную сумму. Но на грядущий год пока такого решения нет, и мы рассчитываем получить от Минобороны России все те же 1 млрд 154 млн рублей. Но ясно, что с учетом инфляции это уже не те деньги, что были год-два назад. На эти средства можно подготовить уже меньше допризывников. В то же время, учитывая потребности Вооруженных сил, наши школы вынуждены вкладывать в подготовку контингента для Минобороны часть тех средств, которые они заработали.
— ДОСААФ России будет расширять список военно-учетных специальностей, по которым готовят допризывников?
— Два года назад мы обучали по 12 специальностям. Сейчас у нас появилось еще две специальности — стрелок-парашютист для ВДВ и связист. До 2020 года мы планируем выйти на подготовку не менее чем по 20–26 специальностям.
Сейчас мы проводим в инициативном порядке эксперимент по подготовке летчиков, моряков, саперов. Сначала приходится показать заказчику товар лицом, чтобы потом уже выйти на твердый оборонзаказ.
— На базе каких отделений проводятся эксперименты?
— По подготовке моряков — в Новороссийске, саперов — в Ростовской области. Первоначальная летная подготовка организована на базе семи летных организаций. На следующий год мы берем планку в 240 человек. Считаем, что в летное училище Минобороны должен поступать человек, который уже понял, что такое небо. Чтобы не было так: на 3-м курсе военного училища вдруг выясняется, что в силу психофизиологических качеств курсант не может и не должен летать. Зачем же он учился предыдущие два года, тратя немалые госсредства?
— Конкуренция с гражданскими водительскими школами сильная?
— Доля выпускников школ ДОСААФ среди тех, кто впервые получает водительские права в России, — 20–25%. В разных регионах этот показатель, конечно, различается. Рынок услуг здесь давно сформировался. Конкуренция большая. При этом, как я наблюдаю, не всегда она добросовестная. Есть определенное демпингование цен частными школами вождения. Есть несоразмерность между необходимой учебно-материальной базой, которую надо иметь, чтобы получить лицензию, с «натянутым» вариантом этой базы в некоторых частных школах.
— По ценам водительские школы ДОСААФ конкурентоспособны?
— Естественно, мы должны учитывать конъюнктуру. Хотя иной раз ценообразование идет не совсем в сторону дохода для нас. Приходится идти на это, чтобы сохранить персонал, учебную базу. Вообще-то, надо четко понимать, что цена за обучение вождению не может быть ниже себестоимости. В противном случае неизбежны какие-то ухищрения, недоработки, снижение качества. В конечном итоге, это все в ущерб безопасности дорожного движения.
— Удается поддерживать учебную базу?
— Конечно, иначе бы наши школы просто лишились лицензий. Школы сами заинтересованы в качественной подготовке водителей. Ведь каждая переэкзаменовка — это дополнительные затраты. Они прекрасно это понимают. И если даже не все 100% учеников сдают на права с первого раза, но процент сдавших экзамен с первого раза у нас достаточно высокий.
Что касается водительской подготовки по военно-ученым специальностям, есть вопрос, который предстоит решить совместно с военкоматами. Он касается качественного отбора кандидатов на обучение в школах ДОСААФ России. А то некоторых учим-учим, а потом выясняется, что ему от природы не дано быть хорошим водителем. Для нас такой брак — больная тема. Ведь мы должны в любом случае дать Минобороны России обговоренное количество подготовленных призывников в рамках выделенных денег. Так что брак покрывается за счет ДОСААФ.
— ДОСААФ инициировало закон о вневойсковой подготовке. В чем его суть?
— Пока это проект закона под рабочим названием «О допризывной, вневойсковой подготовке». Он в случае принятия поможет, по нашей оценке, решить проблемные для ДОСААФ России вопросы, и не только для него. Например, вопрос о передаче организациям ДОСААФ высвобождаемого имущества министерства обороны, других силовых ведомств. Сейчас механизма такой передачи нет. Например, мы обращаемся в Минобороны России с просьбой предоставить то или иное имущество, необходимое для подготовки допризывников, и получаем ответ, что рады бы помочь, но в действующем законодательстве такого механизма не предусмотрено.
Требует правового регулирования и другой вопрос. Он связан с экспериментом, который мы с прошлого года проводим вместе с Минобороны. В ходе него призывники, выбравшие службу в ВДВ, проходят курс молодого бойца еще на «гражданке», на базе ДОСААФ. В результате новобранец приходит в войска к началу учебного полугодия уже подготовленным, выполнившим несколько прыжков с парашютом. Командирам не надо учить его с азов. Время на подготовку и слаживание подразделений увеличивается на 2–3 недели. В условия годичного срока службы по призыву — это крайне важно.
За время эксперимента мы последовательно укомлектовали три парашютно-десантных полка. Эксперимент признан удачным и рекомендован к распространению в рамках гособоронзаказа. Он проводился на добровольной основе в Иванове, Новороссийске, Ставрополе. В той же Москве нашлось 400 желающих пройти 1,5-месячную подготовку, чтобы попасть в ВДВ. Каждый из призывников писал рапорт, что он готов досрочно пройти курс молодого бойца до прибытия на пункт сбора с повесткой военкомата. Недостатка в желающих не было, прежде всего, благодаря выросшему престижу службы в ВДВ.
В планах распространить такую практику на другие престижные у молодежи войска, например, морскую пехоту, спецназ. В желающих, думаю, недостатка не будет. Но вот не знаю, нашлись бы добровольцы, если бы была поставлена задача укомплектовать, например, два мотострелковых полка? Поэтому, чтобы массово внедрить это начинание, конечно же, нужно прописать все вопросы в том же законе о вневойсковой подготовке.
— На выбор вида войск для эксперимента повлияло то, что вы раньше командовали ВДВ?
— Главное, нам проще было найти желающих пойти служить в ВДВ. Мы понимали, где можно рассчитывать на успех, а где результат под вопросом.
Что касается закона, то он мог бы и другие вопросы урегулировать. Вот вы знаете, например, что членом ДОСААФ как общественной организации сегодня могут быть только граждане, достигшие 18-летнего возраста. В советское время возрастное ограничение для ДОСААФ составляло 14 лет. И это, наверное, правильно. Когда ДОСААФ начинать допризывную подготовку человека и воспитывать в духе патриотизма, если его по закону уже нужно призывать в армию? Явное противоречие, которое нужно устранить.
Да, и в целом, согласитесь, нужна поэтапная подготовка будущего защитника Отечества. Начиная, может быть, с возрождения начальной военной подготовки в старших классах школы, с определения того, что должны знать и уметь будущие призывники, например, в 9-м, 10-м классах и при окончании школы. Считаю, что вся военная организация государства выиграет в случае принятия такого закона.
— Несколько лет назад остро стоял вопрос возврата собственности ДОСААФ, незаконно ушедшей к другим владельцам. Удалось вернуть имущество?
— Такого явления, как открытое разбазаривание имущества ДОСААФ, сегодня нет. Спасибо моему предшественнику — генерал-полковнику Сергею Александровичу Маеву — он навел в этом деле достаточно твердый порядок. Те, кто хотел бы что-нибудь «прихватизировать» из нашего имущества, знают, что спрос и ответственность за это неминуемо будут.
Если говорить о тех объектах, которые мы полностью вернули за последние два года, то это 30–35 зданий, помещений и земельных участков. Проходило все непросто, порой с уголовными делами, судами. О масштабах работы по наведению порядка в имущественном комплексе ДОСААФ говорит и то, сколько мы оформили правоустанавливающих документов и сколько имущества зарегистрировали. Мы столкнулись с ситуацией, когда объект вроде бы есть, де-факто возвращен, но де-юре — нет. Так вот за последнее время мы юридически оформили и поставили, как положено, на учет около 600 различных объектов. Эта работа продолжается. К сожалению, не так все быстро делается.
— Как обстоят дела с парком авиатехники ДОСААФ?
— Это достаточно больная для нас тема. Сегодня авиационный парк ДОСААФ России составляет более 1200 воздушных судов. 30% этой техники подлежат списанию. Еще 30% — нуждается в капитальном ремонте. От этого никуда не деться. Сегодня те деньги, которые мы изыскиваем у себя внутри организации, не позволяют полностью, например, в течение года-двух закрыть эту проблему.
Что касается поставки новых самолетов и вертолетов, этот вопрос до конца не решен. Мною подготовлен проект доклада на вице-премьера Дмитрия Рогозина с предложениями по восстановлению авиапарка ДОСААФ России.
— И каким видится выход?
— Решить вопрос с ремонтом старых машин будет несколько проще, чем с поставкой новой авиатехники. Если мы начнем заниматься в ДОСААФ России первоначальной летной подготовкой будущих курсантов военных авиационных училищ, мы можем рассчитывать на финансирование и возмещение затрат. Сейчас обсуждается вопрос, что считать выполненной работой, на какой стадии будут возмещаться затраты? Мы видим так: факт поступления выпускника летной школы ДОСААФ России в военное летное училище свидетельствует, что мы свою задачу выполнили и можем рассчитывать на компенсацию затрат.
Сейчас, повторюсь, мы возрождаем подготовку контингента для Воздушно-десантных войск. Она тоже связана с авиатехникой. Рассчитываем на помощь Минобороны не только в плане обеспечения парашютами, но и выделения денег пусть не на капитальный, но на текущий ремонт авиатехники. Мы же должны содержать в должном состоянии авиапарк, задействованный в подготовке будущих десантников? Часть средств, выделенных по линии Минобороны России, мы сможем использовать на содержание техники.
— Могут и не дать?
— Нет, подождите. Если мы готовим водителей для Вооруженных сил, то там четко прописаны и понятны схемы компенсации расходов. Нам выделяют автомобили, которые только для этого предназначены. Начисляется субсидия, из которой мы оплачиваем труд инструкторов, расходы по содержанию учебно-материальной базы — классов, тренажеров. По аналогии также все должно быть при подготовке допризывников по авиационным военно-учетным специальностям. Уверен, так и будет. По крайней мере, то, что нам дали заказ на подготовку парашютистов, уже оживило деятельность авиационной составляющей.
ДОСААФ выполняет определенного рода авиационные коммерческие работы в интересах народного хозяйства и зарабатывает на этом деньги. Это воздушный мониторинг газопроводов, обеспечение противопожарной безопасности, авиасельхозработы. Часть этих средств мы потом направляем на восстановление техники. Но при этом наши авиационные силы отвлекаются от решения уставных задач по подготовке будущих военных летчиков по договорам с Минобороны.
Ситуация не изменится, пока не приведем авиационный парк в исправное состояние. К 2020 году мы планируем довести показатель исправности до 50%. Но это возможно при условии серьезной государственной помощи. Если бы такая помощь была оказана, нам бы не пришлось отвлекать часть сил на неуставные задачи. Наша бы авиация решала бы только задачи подготовки летного и технического состава, обеспечивала парашютную подготовку будущих десантников и использовалась бы в интересах авиационных технических видов спорта.
Есть и другие несвойственные нам, как оборонной общественной организации, функции. Мы, например, по тем же причинам пока не можем отказаться от сдачи в аренду помещений и имущества. Часть вырученных средств направляются и на поддержание авиапарка, учебной базы, чтобы ДОСААФ мог функционировать и выживать.
— Какова ситуация с техническими видами спорта в ДОСААФ?
— Знаете, я до прихода в ДОСААФ, когда слышал о радиоспорте, думал, как, наверное, и многие другие: ну что это за спорт, кто может им заниматься сегодня? Ничего подобного. Оказывается, это очень распространенный спорт, которым занимаются очень многие и в нашей стране, и за рубежом. То же самое и с авиамоделизмом, конструированием моделей судов, ракет. Люди разного возраста, положения этим занимаются, и спорт этот еще долго будет жить.
Жизнь, кстати, подсказывает и другие направления развития технических видов спорта. Как сделать спортом, например, занятия робототехникой? Может быть, это та задача, над которой стоит подумать. Или компьютерные игры? Может, и они станут прикладными видами спорта. Подобные вопросы мы прорабатывает, в частности, с Союзом молодых инженеров России в рамках нашего совместного проекта – инженерно-патриотической школы технолидеров «Техноспецназ».
Всем техническим видам спорта, которые закреплены за ДОСААФ, уделяется большое внимание. У нас более 1200 спортивно-технических кружков, секций. Сейчас мы серьезно развернулись в сторону создания морских школ. Пробуем во всех крупных приморских городах, а также в городах на больших реках и вблизи крупных озер воссоздавать эти школы, где они были раньше, а где их не было — оцениваем возможность создания новых.
— Расскажите о попечительском совете ДОСААФ, который недавно создан.
— Как вы знаете, есть Наблюдательный совет ДОСААФ, куда входят учредители. Возглавляет его министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Туда входят представители министерств и ведомств, работающие с ДОСААФ. Это представители Госдумы, Минобразования, Минспорта, МЧС, МВД. Набсовет собирается раз в год. Мы отчитываемся о работе, утверждаем новые направления, нововведения. Наблюдательный совет — это в большей мере решение вопросов традиционными чиновничьими методами, когда каждый вопрос раскладывается по полкам, согласовывается для принятия решений.
Но с другой стороны, мы сейчас сами понимаем, что живем в бурно меняющемся мире. Меняется экономическая ситуация, которая требует новых подходов к деятельности по решению задач, которые ставятся перед ДОСААФ. И здесь крайне важно мнение со стороны, в особенности мнение людей, которые смогли в нынешней обстановке найти себя и состояться, широко известны всей стране, способны организовать наставничество, внести новый креатив в нашу деятельность. Отсюда и появилась идея создания такого органа, как Попечительский совет ДОСААФ. Состав Попечительского совета уже сформирован. В него вошли широко известные в стране люди. Считаю, что их опыт и, самое главное, патриотическая, уже доказанная в других сферах жизни, направленность общественной деятельности поможет нам привнести новые методики в структуру работы ДОСААФ.
— Новый орган будет собираться чаще, чем набсовет?
— Мы планируем не реже двух раз в год. Но, с другой стороны, у нас будут созданы по направлениям деятельности комиссии, и я рассчитываю, что элемент наставничества со стороны попечителей поможет нам подняться на другую ступень в своем развитии и больше понять подходы к решению тех задач, которые перед нами существуют. И, возможно, расширить сам спектр этих задач. Потому что жизнь постоянно меняется, и нам нужно идти не по раз и навсегда утвержденным направлениям, а проявлять творчество.
Наша организация имеет огромный опыт работы в интересах обороны государства, в том числе в военные годы, в освоении новых территорий, в привлечении молодежи к техническим видам спорта. Она хорошо известна старшему поколению, десяткам миллионов людей. Сегодня вопрос в том, чтобы на базе всех достижений сделать шаг вперед, развернуть молодежь в сторону общественной оборонной организации. Мы прекрасно понимаем, что для этого мы должны самосовершенствоваться, а не быть просто костной организацией, и, своевременно отвечая запросам молодежи, выстраивать свою деятельность.
По предложению министра обороны попечительский совет ДОСААФ России согласился возглавить Аркадий Романович Ротенберг. Я считаю, что знания таких людей, их опыт помогут нам в определении наиболее правильного вектора развития, а также реализации программы развития ДОСААФ, одобренной на внеочередном съезде организации в декабре 2015 года. Программа принималась исходя из задач на период до 2020 года после мониторинга имущественного блока и состояния ДОСААФ и возложенных на организацию государственных задач.
— ДОСААФ исполняется 90 лет. Как планируется отмечать?
— Решено весь год провести под флагом 90-летия. Юбилей добровольной оборонной организации будет отмечаться как в России, так и странах СНГ. Намечается издание единой книги, в которой будет освещена история ДОСААФ, в том числе деятельность оборонных обществ в странах СНГ после 1991 года. Решение об издании книги было принято на совещании председателей организаций ДОСААФ стран СНГ.
Учреждена памятная медаль в честь 90-летия оборонного общества. Ею будут награждаться сотрудники ДОСААФ, а также те, кто принимают непосредственное участие в развитии оборонного общества.
В масштабах страны в честь 90-летия ДОСААФ будут организованы автопробег, велопробег, конный пробег, авиаперелет. Эстафету пробегов будут передавать один регион другому. Авто-, мото- велопробеги и авиаперелет начнутся с Дальнего Востока, от самой восточной части России. И дальше по всей стране. Вот так плавно мы дойдем до западных границ. Основу участников будут составлять организации ДОСААФ. Естественно, мы рассчитываем на привлечение к участию в этих мероприятиях большого числа граждан, которые нас поддерживают. Планируется, что в авиаперелете на определенных этапах будут привлечены представители Казахстана и других стран СНГ.
Маршрут конного пробега будет иным. Пробег планируется начать из Крыма и закончить в самой восточной точке России.
— По ВДВ не скучаете?
— Ну, это «болезнь» на всю жизнь.
— Вам пришлось командовать ВДВ на переломе, когда шли массовые сокращения.
— Тогда в войсках приходилось принимать много нестандартных решений, чтобы сохранить боеспособность войск в условиях масштабных сокращений численности и выделяемых ресурсов. Я скажу, что тогда пришла идея создания десантно-штурмовых и воздушно-десантных дивизий. Потому что по средствам десантирования — это очень затратная вещь. Нашли достаточно приемлемые варианты.
— Нового командующего ВДВ знаете?
— Андрея Николаевича Сердюкова? Не только знакомы. Когда я был командующим ВДВ, собственно тогда и пригласил его на должность командира 106-й воздушно-десантной дивизии.
— В ДОСААФ тоже нестандартные решения нужны?
— Конечно. Вот, например, во время первой моей после прихода в ДОСААФ встречи с министром обороны Сергей Кужугетович, говоря о будущем нашей организации, обратил внимание на то, что за рубежом задача освобождения территорий от мин после вооруженных конфликтов решается сторонними компаниями. Министр предложил продумать, способно ДОСААФ России или нет взять на себя в той или иной форме решение этой задачи. Итогом этой работы стали наши предложения. Сейчас мы вместе с Российским союзом инженеров завершаем оформление и юридическое учреждение первой инженерной компании ДОСААФ России.
В наших планах реализация того, что сейчас будет сделано в пилотном варианте. Мы будем готовить высококлассных саперов, в том числе специалистов по подводному разминированию и пробовать себя применить, естественно, по решению Минобороны, в проведении работ по освобождению местности, где прошли какие-то бои, от взрывоопасных предметов. Ясно, что не ходе боевых действий, а после них.
Думаю, мы в состоянии под своими знаменами объединить лучших специалистов, чтобы решать подобные задачи.
— Нестандартно.
— Так и надо действовать. Стандартными способами сейчас сложившуюся ситуацию вряд ли поправить.
По материалам: Rambler News Service